Апанасенко Г.Л.
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [18]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 131
Banners
Rambler's Top100
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Главная » Статьи » Мои статьи

Аналитические материалы к Гос.программе "здоровье 2020: украинский вымир"
Аналитические материалы к формированию концепции Государственной программы «Здоров'я 2020: Український вимір»
1. Финансирование здравоохранения г. Киева и его эффективность В ХХI век мы вошли с огромным грузом нерешенных проблем. Идет постоянный рост и омоложение сердечно-сосудистых, онкологических и эндокринных заболеваний. Возвращаются «старые» болезни и появляются новые. Уже объявлен "День туберкулёза”, "День СПИДа”, «День диабета» и пр. Не за горами, вероятно, "День гепатита” и "День сифилиса”. А главное - получили широкое распространение полисиндромные состояния, которые для клинической медицины представляют особую проблему. Возникает ситуация, когда каждый "узкий” специалист у одного и того же пациента обоснованно ставит "свой” диагноз. Накапливается целый комплекс синдромов, купирование каждого из которых не дает существенного эффекта. Пациент не в состоянии проглотить то количество таблеток, которые назначает ему каждый специалист, ибо он умрёт. И это тупик. В начавшемся реформировании здравоохранения будет сделана попытка решить проблему совершенствования первичного звена здравоохранения. Но в реформе основное внимание уделено совершенствованию организации лечебно-диагностических мероприятий и оказанию неотложной помощи, а не профилактике и сохранению здоровья. Хотя предупредительная медицина требует наименьших денежных затрат, но отнимает слишком много времени у врача и, не принося прибыли, практически игнорируется. В реформе здравоохранеия этой проблеме недостаточно уделено внимания. Есть специалист по лечению, но никто не отвечает за укрепление и сохранение здоровья. Не секрет, что медицина как научная основа социального института, который мы называем здравоохраненим, весьма консервативна. И это правильно: ведь на весах жизнь и здоровье человека. Но иногда этот консерватизм принимает характер парадокса. В самом деле: цель здравоохранения – здоровье человека, а занимается она исключительно болезнью. Вследствие этого парадокса, мы с каждым годом всё больше знаем о болезнях, лечебно-диагностических методах и пр. Но этот путь никогда не приведёт нас к поставленной цели – достижению здоровья. Ибо здоровье – это не отсутствие болезни, а нечто иное. Если стоит задача получить передовую космическую технику, вкладываются деньги в ракетостроение. Если общество борется за то, чтобы иметь много мяса и молока, вкладываются деньги в животноводство. Но медицина не похожа на другие отрасли человеческой деятельности: при желании достичь здоровья, она вкладывает деньги в болезнь. Чем больше в болезнь вкладывается денег, тем больше болеют люди. Появляются новые болезни и новые лекарства. Но к здоровью это отношения не имеет. Доказательство: на рис.1 и 2 показано, как увеличился бюджет здравоохранения г.Киева за 2003-2009 годы (в 5,6 раза!), и как это сказалось на заболеваемости. При этом, финансирование физкультуры и спорта в бюджете г.Киева с 2003 по 2009 г. сократилось в два с лишним раза, а соотношение «бюджет здравоохранения\бюджет физкультуры и спорта» увеличилось с 4,5 до 58 раз! Выход только один: для достижения здоровья необходимо исследовать феномен здоровья, знать его закономерности и использовать их для достижения здоровья.
2. Можно ли «измерить» здоровье»? До сего дня здоровье не выделено в предмет исследования ни одной официально утверждённой наукой, а, следовательно, не определена сущность здоровья и нет его дефиниции, которую можно было бы использовать в практической деятельности. Медицина «придумала» от 40 до 60 тысяч терминов, отражающих свойства болезни, и всего два десятка слов, характеризующих здоровье. Даже в УДК в разделе «Медицина» отсутствует статья "индивидуальное здоровье» (!). А существующие на сегодня более 150 дефиниций здоровья - от "благополучия” (ВОЗ) до "равновесия с окружающей средой” и "оптимального функционирования органов и систем” также не дают достаточной информации об управляемом объекте, пригодной для формирования управляющих действий. Многочисленные попытки охарактеризовать индивидуальное здоровье прямыми показателями и построить шкалу «позитивного» здоровья были малоуспешными по одной простой причине – до сегодняшнего дня не разработана теория индивидуального здоровья, а все его дефиниции основываются на формулировках, в которых отсутствуют элементы операциональности. К примеру, в принятом Законе Украины «Про внесення змін до основ законодавства України про охорону здоров’я» опять используется формулировка ВОЗ: «Здоров'я – стан повного фізичного, псіхичного і соціального благополуччя, а не тільки відсутність хвороб і фізичних вад». Термин «благополучие» не отвечает условию «операциональности», и поэтому здоровье никак не может быть идентифицировано (наиболее «благополучными» по своему мироощущению являются больные сифилисом в 3-й стадии; об этом писал ещё В.Вересаев в своих «Записках врача»), и поэтому врач опять будет ставить диагноз «здоров» методом исключения – по отсутствию признаков болезни. Ещё корифей отечественной патофизиологии В.В.Подвысоцкий утверждал: «Абсолютная болезнь и абсолютное здоровье - немыслимы, между ними существует бесконечное множество форм связей и взаимных переходов». Используя грубую аналогию, можно представить себе соотношение процессов здоровья и болезни как систему сообщающихся сосудов: чем выше уровень здоровья, тем меньше возможность развития и проявления патологического процесса. И наоборот: развитие патологического процесса возможно лишь тогда, когда сказывается недостаточность механизмов здоровья вследствие ослабления их резервов или мощности действующего болезнетворного фактора. При снижении резервов здоровья даже в обычных условиях жизнедеятельности может формироваться патологический процесс с ограничением социальных степеней свободы. Таким образом, только имея количественную характеристику уровня здоровья, можно вести речь о нём и ставить задачу укрепления здоровья населения. Практика показывает, что в последние десятилетия трудно встретить человека без всяких признаков патологического процесса. Следовательно,
альтернативная оценка «здоров» или «болен» - недостаточна; необходимо установить, насколько здоров (уровень здоровья) и насколько болен индивид (клинический диагноз). Именно от взаимоотношения процессов здоровья и болезни зависит прогноз состояния конкретного индивида – выздоровление, переход заболевания в хроническую форму, смерть. Для Закона Украины «Про внесення змін до основ законодавства України про охорону здоров’я» мы предложили следующую дефиницию здоровья: „Здоров’я – стан, який забезпечує виконання людиною своїх біологичних (виживання та репродукція) і соціальних фунцій”. Понятия «выживаемость» (жизнеспособность) и «репродукция» могут быть идентифицированы и количественно охарактеризованы. Таким же образом, может быть охарактеризована степень социализации индивида. Это даёт возможность «управлять» здоровьем. Разработка простой методики «измерения» здоровья позволила нам проводить популяционные исследования, что привело к открытию новых феноменов: - чем ниже уровень здоровья, тем больше вероятность развития эндогенных факторов риска развития хронических соматических заболеваний (ХНИЗ) и их манифестации; - существует «безопасный» уровень здоровья (БУЗ), выше которого не регистрируются ни эндогенные факторы риска, ни манифестированные формы заболевания; ему дана количественная характеристика. Очевидно, что именно БУЗ является основой первичной профилактики ХНИЗ; он же – реальный инструмент предупреждения смерти школьников и студентов при занятиях физкультурой; - при выходе индивида из «безопасной зоны» здоровья проявляется феномен «саморазвития» патологического процесса без изменения силы действующего фактора (ов). Описаны механизмы этого феномена; - возвращение практически здорового индивида в «безопасную зону» здоровья квалифицируется нами как «превентивная реабилитация»; - первичная профилактика ХНИЗ, в том числе ишемической болезни сердца (ИБС) осуществляется путём «превентивной реабилитации». При этом выявление латентных (скрытых) форм ИБС обходится на 2-3 порядка дешевле по стоимости в сравнении с методикой скрининга, предложенной Европейской Ассоциацией кардиологов (2007). Для примера приведём результаты исследований 780 мужчин 30-59 лет, не имеющих жалоб на состояние здоровья, с использованием обоснованной методики (рис.3). Как оказалось, за 10-12 минут обследованный может быть отнесён к одной из трёх групп: зона высокого риска (уровни здоровья «низкий» и «ниже среднего»), среднего риска (уровень здоровья «средний») и безопасную зону здоровья («высокий» и «выше среднего» уровни здоровья). 27 мая 2010 года наши разработки были рассмотрены на заседании Научного совета по теоретической и профилактической медицине при Президиуме НАМНУ, были одобрены и рекомендованы для внедрения. Теперь врач сможет, определив уровень здоровья, задолго до начала проявления заболевания принять необходимые меры. Руководством ГУОЗ КМДА издан приказ (№ 214 от 24 мая 2011 г. ), которым регламентирована оценка уровня здоровья во всех лечебно-профилактических учреждения г.Киева. Эту работу должен возглавить городской центр здоровья. При этом планируется также оценка уровня здоровья в учреждениях, организациях и предприятиях любых форм собственности. В соответствии с уровнем здоровья назначаются оздоровительные мероприятия, которые адресно направляются индивиду. Рис.1. Финансирование здравоохранения г.Киева (млн грн). Рис.2. Динамика общей заболеваемости в г.Киеве на 10000 населения Рис.3. Выявление скрытой формы ИБС у мужчин 30-50 лет в зависимости от уровня здоровья (в %% от числа лиц, вошедших вгруппу)
3. Европейский взгляд на проблему. Европейское Бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) выпустило новый документ – «Здоровье-21: основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе». Европейское региональное бюро ВОЗ является одним из шести региональных бюро, каждое из которых проводит собственную программу, направленную на решение конкретных проблем здравоохранения обслуживаемых им стран. Европейский регион с населением в 870 млн. человек простирается от Гренландии на севере и Средиземного моря на юге до Тихоокеанских берегов Российской Федерации. Поэтому в программе Европейского региона ВОЗ акцент ставится как на проблемах, характерных для индустриального и постиндустриального общества, так и на проблемах, находящихся в процессе становления демократии стран Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР. В рамках своей стратегии достижения здоровья для всех Региональное бюро осуществляет деятельность по трем основным направлениям: формирование образа жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья, создание здоровой окружающей среды, обеспечение соответствующих служб профилактики, лечения и ухода. Анализируя сложившуюся на сегодня ситуацию, Бюро отмечает, что в 90-е годы средняя ожидаемая продолжительность жизни 870-миллионного населения Европейского региона фактически снизилась впервые со времени Второй мировой войны, что объясняется, в первую очередь, ухудшением состояния здоровья в новых независимых государствах и некоторых странах Центральной и Восточной Европы. Почти во всех странах увеличился разрыв в состоянии здоровья между социально-экономическими группами населения, находящимися в более выгодном и в менее благоприятном положении. При всех различиях в положении основные проблемы здравоохранения в Регионе связаны с неинфекционными и инфекционными заболеваниями, несчастными случаями, проблемами психического здоровья и осложнениями, связанными с беременностью и деторождением. Слишком большое число людей умирает преждевременно, хотя необходимые знания и средства, позволяющие избежать этого, уже имеются. Стратегическая цель нового документа - добиваться улучшения здоровья в виде дальнейшего увеличения числа лет здоровой жизни (т.е. лет, прожитых без болезней), сокращение неравенства в отношении здоровья в Регионе. Сейчас, отмечается в документе, в преддверии двадцать первого столетия, необходимо сделать все для улучшения состояния здоровья 870-миллионного населения Региона. Программа "ЗДОРОВЬЕ-21" обеспечивает возможность принять этот серьезнейший вызов путем применения наилучших стратегических средств и возможностей, сложившихся в результате коллективного опыта стран Европы, накопленного за последние 10-15 лет. В исследовании "Глобальное бремя болезней", инициированном Всемирным банком в 1992 г. и проведенном совместно с ВОЗ, была предпринята попытка дать количественное определение бремени, связанного с преждевременной смертностью и инвалидностью в глобальном масштабе, используя для этого такой показатель, как общее число лет жизни, скорректированных на инвалидность, который является составным показателем связанных со здоровьем проблем, рассчитываемых с учетом преждевременной смертности и нвалидности. Основные десять причин бремени, обусловленного болезнями, начиная с 1990 г. и с прогнозом до 2020 г., показаны в таблице. Таблица. Десять основных причин бремени болезней в странах со сложившейся рыночной экономикой и в бывших социалистических странах. %от общего бремени
19902020
1.Ишемическая болезнь сердца9,911,2
2.Тяжелая депрессия6,16,1
3.Цереброваскулярные болезни5,96,2
4.Дорожно-транспортные происшествия4,44,3
5.Употребление алкоголя4,03,8
6.Остеоартрит2,93,5
7.Рак трахеи,бронхов и легких2,94,5
8.Слабоумие и другие дегенеративные нарушения центральной нервной системы2,43,4
9.Травмы, нанесенные самому себе2,32,4
10.Врожденные аномалии2,21,0
Таким образом, несмотря на усилия здравоохранения, прогноз бремени болезней остаётся неблагоприятным, а ведущей патологией остаются хронические неинфекционные заболевания. С точки зрения смертности и заболеваемости как в рамках всего Региона, так и в каждом отдельном государстве наибольшую проблему представляют неинфекционные болезни. В странах постсоветского пространства показатели неинфекционной заболеваемости и смертности являются особенно высокими и продолжают увеличиваться. Факторы, влияющие на восприимчивость отдельных лиц к развитию неинфекционных болезней, включают генетические, биологические, поведенческие и средовые. Данные последних научных исследований показывают, что наследственность человека является более важным фактором с точки зрения вероятности развития тех или иных болезней, чем это считалось прежде. Тем не менее, уменьшение поведенческих и средовых факторов риска продолжает оставаться основным элементом деятельности, направленной на сокращение частоты неинфекционных болезней и изменения хода их развития. Такие факторы риска, как курение, употребление алкоголя, ожирение, рацион питания с повышенным содержанием жиров, недостаток физических упражнений и подверженность стрессовым ситуациям, могут быть связаны с развитием тех или иных конкретных заболеваний. Взятые вместе, их следует рассматривать как возможность для использования интегрированного подхода, который может способствовать снижению частоты ряда наиболее важных неинфекциоиных болезней (сердечно-сосудистых и некоторых онкологических заболеваний, хронических обструктивных болезней легких, психических расстройств, а также проявлений насилия и травматизма). Таким образом, утверждается, что мы располагаем знаниями, позволяющими предупредить множество случаев неинфекционных заболеваний. Помимо этого, стратегии скрининга и выявления случаев заболеваний позволяют идентифицировать и диагностировать болезни как в группах населения, так и у отдельных лиц. Для ряда патологических состояний, таких, например, как ишемическая болезнь сердца, схемы лечения также становятся все более эффективными. И наконец, одним из важнейших компонентов ведения всех болезней является реабилитация. Проводимая ВОЗ программа интегрированной профилактики неинфекционных болезней в масштабах всей страны (программа СИНДИ) представляет собой важную модель такого комплексного подхода. Программа СИНДИ, учрежденная в 1982 г., направлена на снижение бремени неинфекционных болезней для общества путем борьбы с основными факторами риска их развития. Благодаря долгосрочному сотрудничеству между участвующими в этой программе странами, число которых сейчас уже возросло до 24, был накоплен огромный объем знаний и опыта по предупреждению неинфекционных заболеваний за счет применения интегрированных подходов на коммунальном уровне. Наиболее впечатляющие результаты были достигнуты в одной из провинций Финляндии, где за 25 лет удалось добиться снижения смертности от ишемической болезни сердца на 73%. Одной из важнейших причин такого успеха является изменение рациона питания; финская политика в области питания рекомендует повысить потребление низконасыщенных жирных продуктов и овощей (например, подача в местах общественного питания бесплатных салатов к основным блюдам, что способствовало повышению в два раза уровня потребления овощей). Во всех государствах для снижения высоких уровней преждевременной смертности и заболеваемости от неинфекционных болезней необходима соответствующая политика в области пищевых продуктов и питания. (В Украине также была принята программа СИНДИ, однако ощутимых результатов она не принесла. - Г.А.) Среди простейших методов профилактики Бюро отмечает ходьбу и езду на велосипеде. Регулярная ходьба является важным средством предупреждения и лечения сердечно-сосудистых болезней. Результаты исследования, охватившего 9000 государственных служащих в возрасте от 45 до 64 лет, показали, что у 9% мужчин, оценивавших свою ходьбу как "быструю", частота ишемической болезни сердца (как с нелетальным, так и летальным исходом) была по крайней мере в два раза ниже по сравнению со служащими, не занимающимися какими-либо физическими упражнениями. У лиц, оценивающих свою ходьбу как "достаточно быструю", показатель коронарных приступов был по крайней мере на одну треть меньше, чем у лиц с недостаточной физической активностью в течение девяти лет исследований. Аналогичные данные о ценности ходьбы и о повышении устойчивости против болезней с возрастанием энергетических затрат организма были получены и в других исследованиях. Научные исследования, проведенные в Финляндии, подтверждают эти данные, свидетельствующие о том, что ходьба до места работы и обратно обеспечивает уровень физической активности, достаточный для поддержания хорошего состояния здоровья. Результаты исследования, проведенного среди фабричных рабочих, позволили сделать вывод о том, что у людей, регулярно ездящих на велосипеде, уровень физической тренированности равен таковому у лиц, моложе их на десять лет. В другом исследовании было обнаружено, что лица, которые проезжали на велосипеде 60 миль (около 100 км) в неделю начиная с 35 лет, могли рассчитывать на то, что ожидаемая продолжительность их жизни увеличится на два года. Проведенное в Нидерландах исследование показало, что езда на велосипеде как часть нормальной ежедневной деятельности может позволить добиться такого же улучшения физического состояния, как та или иная специальная программа физической подготовки. Очень важное обстоятельство, на которое обращает особое внимание Европеейское Бюро ВОЗ: необходимым условием для успеха являются основанные на учете конечных результатов мониторинг и обратная связь. То есть: все стратегии борьбы с болезнями должны основываться на достаточном объеме данных, свидетельствующих об их эффективности и результативности. Бюро также отмечает, что в настоящее время имеются веские доказательства того, что менее состоятельные социально-экономические группы населения в большей мере подвержены воздействию опасных для здоровья факторов и приобщению к вредным поведенческим привычкам по сравнению с более состоятельными социально-экономическими группами. Тот факт, что нередко более образованные и находящиеся в благоприятном положении группы населения представляют собой благодатную среду для восприятия информации о значимости здоровья, еще в большей мере может углубить различия в плане сохранения и укрепления здоровья и привести к социальному отчуждению уязвимых групп. Поэтому одним из необходимых условий для успешного претворения в жизнь планов содействия здоровому образу жизни должна быть разработка адресных, нацеленных на конкретные контингенты населения программ санитарного просвещения, а также информации и мероприятий по расширению кругозора тех, кто находится в неблагоприятном положении. Совершенствование в рекреационной деятельности, обустройство велосипедных дорожек позволили расширить возможности для более активного стиля жизни. Автотранспорт нужно отделить от участков дороги для велосипедистов и пешеходов, проложив для этой цели велосипедные дорожки и тротуары для пешеходов. Планирование городов и населенных пунктов должно предусматривать наличие открытых площадок, которые могут использоваться для активного отдыха. Оздоровительные и спортивные клубы, женские группы, движения молодёжи, клубы престарелых и т.п. должны играть важную роль в многогранной общественной жизни местного населения. Для обеспечения безопасности участков, где люди могут прогуливаться, играть, заниматься спортом, требуется установить сотрудничество с другими секторами, например, со службами безопасности и правоохранительными органами. В дошкольных учреждениях и в первых классах начальных школ укреплению здоровья детей будут содействовать следующие виды деятельности: закладывание этических основ и важнейших жизненных установок на сохранение и укрепление здоровья и формирование у детей здоровых привычек питания, хороших привычек в отношении личной гигиены, а также основных жизненных навыков и чувства социальной ответственности. Программы для детей более старшего возраста и подростков должны способствовать укреплению здоровья с помощью, например, формирования у них необходимых жизненных навыков и умений и проводимого сверстниками обучения по вопросам, относящимся, например, к употреблению алкоголя, наркотических средств и табака, сексуальному здоровью, умению справляться со стрессами, а также социальным навыкам и навыкам, необходимым для того, чтобы впоследствии успешно выполнять функции родителей. Люди в возрасте старше 65 лет должны иметь возможность полностью реализовывать имеющийся у них потенциал здоровья и выполнять активную социальную роль в обществе. Врачи и медицинские сестры должны сознавать ответственность за последствия воздействия их собственного образа жизни на здоровье своих пациентов. Так например, научные исследования еще раз указали на то, что эффективность рекомендаций о прекращении курения,которую дают врачи, во многом зависит от того, являются ли они сами курильщиками или нет. Вся политика и действия,направленные на улучшение состояния здоровья, нуждаются в солидной базе знаний, а научные исследования являются одним из ценнейших и наиважнейших инструментов, позволяющих заложить фундамент более совершенной стратегии для улучшения состояния здоровья и здравоохранительной деятельности. Тем не менее, лишь немногие государства последовали рекомендациям, даваемым Европейским консультативным комитетом ВОЗ по научным исследованиям в области здравоохранения относительно необходимости сформулировать для своих стран такую научно-исследовательскую политику и программы, которые бы были направлены на достижение здоровья для всех. Одним из важнейших партнеров здравоохранения должен являться частный сектор. До настоящего времени очень часто недооценивались огромные потенциальные возможности, таящиеся в нем в области промышленности и торговли, в плане СМИ и т.д., а именно, с точки зрения вклада в стратегию и процессы улучшения здоровья. Не подлежит сомнению то, что в настоящее время частный сектор во все большей мере признает и учитывает растущий спрос и требования потребителей и их озабоченность вопросами здоровья, качества жизни и социальных благ в более широком смысле этого термина. (К примеру, в Украине фитнес-клубы являются наиболее эффективными учреждениями для укрепления здоровья граждан, не требующими государственного финансирования – Г.А.) Ну и, наконец, лидеры в правительстве, которые формулируют политику, распределяют ресурсы и инициируют законопроекты как в секторе здравоохранения, так и во всех других секторах, должны нести ответственность за здоровье населения. Национальные и региональные парламенты, городские и сельские органы самоуправления должны обеспечить доступность информации для населения путем регулярного предоставления отчетов по вопросам их деятельности в отношении здоровья. Пожалуй, впервые в документе ВОЗ дано определение «потенциала здоровья» (Health potential), под которым понимается максимально достижимый уровень здоровья человека. Потенциал здоровья определяется способностью заботиться о своем собственном здоровье и здоровье других, способностью принимать решения и контролировать свою собственную жизнь, а также обеспечивать создание обществом, членом которого является тот или иной человек, условий, обеспечивающих достижение здоровья всеми членами этого общества. Как видим, оценить потенциал здоровья по критериям ВОЗ невозможно. Этот термин характеризует, скорее, социальную ответственность индивида за своё здоровье и окружающих его лиц. Таким же образом, неконкретным является и дефиниция здоровья ВОЗ, приведенная в этом документе (здоровье – это «благополучие»).
4. Концепция Государственной программы «Здоров'я 2020: Український вимір», подготовленной МОЗ Украины На основании документа Европейского бюро ВОЗ Министерством здравоохранения Украины разработана своя концепция достижения здоровья к 2020 году. Сразу укажем, что в концепции блестяще проведен анализ заболеваемости и смертности в Украине (мы не будем повторять хорошо известную печальную динамику этого процесса). Таким же образом делается совершенно справедливое заключение, что в Украине отсутствует система профилактики заболеваний. Что же предлагается в качестве основных направлений решения проблемы? Кратко их перечислим: – визнання здоров’я населення одним з ключових факторів національної безпеки держави, стабільності та благополуччя суспільства, визначення здоров’я та життя громадян пріоритетним напрямком політики на всіх рівнях управління; – міжсекторальне співробітництво усіх сфер суспільства, діяльність яких прямо чи опосередковано впливає на здоров’я населення; – загальнодоступність наявних ресурсів збереження та зміцнення здоров’я і громадських заходів оздоровлення для всіх верств населення, незалежно від місця проживання, соціально-економічного статусу; – безперервність здоров’яформуючих заходів протягом всього життя людини; – пріоритетність заходів з збереження та зміцнення здоров’я у міжсекторальній діяльності на всіх рівнях з формування державно-приватно-суспільного партнерства; – формування усвідомленої позиції населення щодо відповідального ставлення до власного здоров’я та особистої безпеки з відповідальністю кожної людини за особисте здоров’я та членів родини; – використання міжнародного досвіду щодо вирішення проблем збереження та зміцнення здоров’я населення; – об’єднання існуючих та тих, що розробляються, загальнодержавних, державних цільових програм в один національний проект з медичного забезпечення населення за окремими класами хвороб та нозологічними формами захворювань; – оптимізація організації та механізмів фінансування системи надання медичної допомоги скерованої на реальні потреби населення; – пріоритетний розвиток первинної та екстреної медичної допомоги; – посилення профілактичної направленості системи первинної медико-санітарної допомоги; – проведення наукових досліджень щодо збереження та зміцнення здоров’я населення шляхом формування громадської системи охорони здоров’я, первинної профілактики неінфекційних захворювань та вивчення негативного впливу соціальних детермінант на здоров’я та шляхів його мінімізації. Совершенно очевидно, что концепция весьма неконкретна - ничего, кроме общих деклараций и пожеланий нет. Как нет и ни одной свежей идеи, способной в корне изменить ситуацию. В свою очередь, с учётом Европейского документа и результатами наших научных разработок мы сформировали свою концепция программы. Она касается, главным образом, проблемы формирования здорового образа жизни.
5. Тезисы Концепции Государственной Программы «Здоровье 2020: український вимір» 1. Введение. Анализ состояния здоровья населения. В «безопасной зоне» здоровья находится около 1% населения. Именно низкий уровень здоровья – главная причина высокой заболеваемости хроническими неинфекционными заболеваниями и смертности от них. Итог - депопуляция. 2. Роль здравоохранения в решении проблемы- ничтожна. Причина – в парадоксе медицины, который сложился на протяжении последних двух столетий. Он заключается в том, что, ставя своей задачей достижение здоровья, она занимается болезнью. Вследствие этого парадокса, мы с каждым годом всё больше знаем о болезнях, лечебно-диагностических методах и пр. Но этот путь никогда не приведёт нас к поставленной цели – достижению здоровья. Ибо здоровье – это не отсутствие болезни, а нечто иное. 3. Таким образом, существующая стратегия здравоохранения представляет собой, в основном, систему управления болезнью (лечебно-диагностические мероприятия), ибо объектом управления является болезнь. Не уменьшая значимости лечебно-диагностических мероприятий как пути оказания помощи страждущим, постулируем основной принцип новой концептуальной модели: управление здоровьем индивида. То есть: получение информации об управляемом объекте (характеристика индивидуального здоровья прямыми показателями), разработка комплекса управляющих действий по отношению к механизмам здоровья, их реализация, оценка их адекватности и эффективности (обратная связь). 4. Создаваемая система управления здоровьем должна носить межсекторальный характер, т.к. мероприятия по управлению здоровьем лежат, в основном, за пределами компетенции органов здравоохранения. 5. В отличие от системы «управления болезнью», в которой пациент занимает пассивную позицию (его лечат), система «управления здоровьем» предусматривает активную позицию самого пациента, ибо без его активного участия в реализации оздоровительной программы цель недостижима. 6. Основная проблема в реализации системы «управления здоровьем» - наличие метода «измерения» индивидуального здоровья, т.е характеристика управляемого объекта. Эта проблема нами решена. Разработан простой, дешёвый и доступный для квалификации среднего медперсонала метод «измерения» здоровья. 7. Основной путь решения проблемы управления здоровьем индивида – формирование здорового образа жизни (ЗОЖ). Однако попытки за последние десять лет исправить такую ситуацию, отображенные в Приказе МОЗ Украины от 5 января в 1999 г. № 1 с изменениями|сменой| и дополнениями, внесенными Приказом МОЗ Украины от 8 декабря 2000 р.№ 326, также не привело к|до| улучшению деятельности по вопросам формирования здорового образа жизни. Основные причины этого: - Многоуровневость и разнообразие подчинения и финансирования структур, задействованных в формировании здорового образа жизни, которая предопределяет сложность реальной координации деятельности каждой из них со стороны государства (центры здоровья, социальные службы, сім’ямолодьспорт|, подразделения|подразделение| санитарно - эпидемиологической службы, минобразования, организации негосударственного|не-государственного| сектора, органы местного самоуправления и т.п.). - Безадресность, устаревшая ортодоксальность и неэффективность практической|практичной| работы по|с| формированию здорового образа жизни, которая имеет декларативный характер и направлена на широкую общественность|общество|, а значит, ни на кого конкретно. - Невозможность привлечения в профильные государственные учреждения эффективного менеджмента из сектора частной|приватной| медицины из-за низких зарплат в государственной медицине, а опытных|сведущих| специалистов с научным и практическим|практичным| опытом – из-за возрастных|возрастных| ограничений. Поскольку неоднократные попытки разрешить эти противоречия административным путем провалились, необходимо применить другой подход. Во-первых, дать специалистам инструмент для адресной работы с каждым конкретным гражданином Украины для реального формирования здорового способа жизнь именно у него. Такой инструмент существует: это методика оценки уровня здоровья и формирования здорового образа жизни, высокоинформативный и в то же время|одновременно| простой и доступный в применении метод (Г.Л.Апанасенко). В сущности|по существу|, это технология, которая|какая| сначала дает объективную оценку |касательно| начального|первоначального| уровня здоровья жителей конкретного района, рабочих и служащих конкретной организации или предприятия, а после ее применения – количественно демонстрирует полученный эффект. При этом она охватывает|охватывающий| большие|великие| группы населения, требует незначительного количества специалистов и является очень дешевой. Во-вторых, объединить всех активных и небезразличных специалистов как на государственных должностях, так и в негосударственном секторе на основе профессиональной заинтересованности вокруг вновь сформированного межведомственного организационно-методического Центра „Движение за здоровый способ жизни” (название условное. Ещё более оптимальный вариант – создание Госкомитета при Кабинете Министров по управлению здоровьем населения). Это обеспечит координирующую функцию для всех профильных структур и отдельных специалистов в отрасли формирования здорового образа жизни без создания дополнительных должностей, портфелей и штатов, а также равноценное сотрудничество с любыми государственными организациями, независимо от уровня подчинения, привлечения необходимых специалистов и экспертов из негосударственного сектора, поиск финансирования у спонсоров, местных и ведомственных бюджетов, самофинансирования, в условиях недостаточного государственного финансирования или полного ее отсутствия. 8. Наличие межведомственного организационно - методического Центра не исключает необходимости создания административной вертикали МОЗ, ответственной за формирование и реализацию принципов ЗОЖ в повседневную жизнь каждого индивида (опыт Канады: наличие департамента ЗОЖ при министерстве здравоохранения). В её основе должна лежать санологическая служба (санология – наука о здоровье), которая должна быть оформлена приказом МОЗ. 9. Научная поддержка указанного направления оздоровления населения должна быть оформлена в виде научной специальности – «санология» (К настоящему времени при наличии практической специальности «врач-санолог» научная специальность отсутствует). В виду научно-практической важности данного научного направления (управление здоровьем индивида) целесообразно введение данной специальности в структуру АМН Украины. Основная цель Проекта Противодействие процессу депопуляции преимущественно за счёт снижения заболеваемости и смертности в популяции, возрастание репродуктивной и социальной её активности. Цель достигается путём формирования межведомственной функциональной системы, способной обеспечить полноту и завершённость технологического цикла процесса управления здоровьем (социальные, социально-психологические, психологические, образовательные, медицинские и др. аспекты процесса). Инновации Принципиально новым в предлагаемом Проекте является: Управление здоровьем индивида на базе количественных его характеристик и контроль эффективности управляющих действий (достижение «безопасного» уровня здоровья). Создание (впервые в мировой практике) функциональной системы сохранения и укрепления здоровья индивида (а не медицинской помощи заболевшим, что является общепринятым). Достижение максимально возможного уровня индивидуального, а через него и популяционного здоровья в неблагоприятных экологических и социально-экономических условиях. Принципы, на которых строится Программа. 1. Каждый индивид сам несёт ответственность за своё здоровье. Он должен быть субъектом, а не объектом оздоровительных мероприятий. Медицинский работник выступает в роли консультанта в деле формирования и реализации оздоровительных программ. 2. Образованность индивида в области проблем сохранения и укрепления здоровья играет, в конечном итоге, более важную роль, чем уровень лечебно-диагностических мероприятий в регионе. 3. Физическое здоровье индивида определяется образом (стилем) его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа его мыслей. Образ мыслей индивида – результат его духовности, понимания того, для чего он пришёл в этот мир, и что оставит после себя. 4. Каждый человек на пути к оздоровлению должен пройти 4 ступени: я знаю многое о здоровье, я хочу быть здоровым, я умею быть здоровым, я делаю всё, чтобы быть здоровым. 5. Процесс управления здоровьем строится на характеристике управляемого объекта прямыми показателями, формировании управляющих действий, их реализации, оценке их адекватности и эффективности (по состоянию управляемого объекта). При выпадении одного из компонентов процесса управления (технологической цепочки оздоровления) достичь поставленной цели невозможно. 6. Выполнение программы под руководством одного ведомства невозможно. Необходима общегосударственная структура, координирующая и несущая ответственность за реализацию программы . Основные направления Программы 1. Формирование новых ценностей и установок общества, нового отношения к сохранению и укреплению своего здоровья. В рейтинге социальных ценностей здоровье должно занимать приоритетное место. Как этого достичь? «Манипуляция сознанием», «психологическая война», «предвыборные технологии» и т.п. – термины из одной области. Для «манипуляции» общественным сознанием человечество изготовило великолепные инструменты: телевидение, радиовещание, газеты и журналы etc. Таким образом, социальные психологи готовят технологию, а средства массовой информации – реализуют решение задачи. Необходимо радикальное изменение информационного пространства. Специалисты утверждают: нет такой абсурдной идеи, в реальности которой невозможно было бы убедить общество. Что же говорить о такой благородной идее, как наше здоровье. 2. Формирование личностной и социальной мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья у разных групп населения. Решение этой проблемы – в компетенции психологов. Здесь также существуют хорошо отлаженные технологии. Что касается социальной мотивации, то здесь можно использовать зарубежный опыт (борьба с вредными привычками с учётом карьерного роста и в связи с уровнем физического состояния и пр.) с учётом наших социально-экономических условий. 3.Формирование и внедрение системы воспитания и обучения здоровью разных групп населения. Речь идёт, как минимум, о возвращении учебной дисциплины «Культура здоровья» (Валеология) во все средние и высшие учебные заведения страны. Необходимо создание концепции непрерывного валеологического образования. В разделе «половое воспитание» акцент делается на принципе целомудрия, а не противозачаточных средствах. 4.Физическое воспитание различных групп населения. При этом должна быть изменена его методология: от развития двигательных навыков и действий необходимо перейти к развитию физических качеств, главным образом – общей выносливости (общая выносливость – основа аэробной способности, отражающей на организменном уровне эффективность функции митохондрий, то есть уровень здоровья). 5.Создание структуры МЗ для обеспечения мониторинга индивидуального здоровья (его «количества», а не болезней), а также индивидуальных рекомендаций по его сохранению и укреплению (технологии нами разработаны). 6. Совершенно необходимо создание НИИ проблем управления индивидуальным здоровьем (существующий НИИ здоровья никаких стратегических проблем не разрабатывает) и утверждение санологии (медицинской валеологии) в качестве научной специальности (Украина первая страна в мире, где утверждена практическая специальность «врач-санолог», однако служба не создана). 7. Создание кадрового потенциала и материально-технической базы для сохранения и укрепления здоровья населения. К примеру, в физкультурных ВУЗах необходима подготовка специалистов-парамедиков, способных обеспечить в полном объёме реализацию оздоровительных мероприятий. 7.Участие предпринимателей и руководителей производства в оздоровлении своих работников. Здесь нечего выдумывать: можно воспользоваться зарубежным опытом. Там прекрасно понимают, что вложение денег в здоровье рабочего означает финанисирование производства. И капиталист на это денег не жалеет. Но речь не идёт о строительстве лечебных учреждений. Строятся спортивные площадки, бассейны, базы отдыха. Если бы это не было выгодно, никто бы этим не занимался. 8. Градостроительный аспект: приспособление регионов компактного проживания населения для реализации двигательной активности (пешеходные и велодорожки, спортивные площадки и пр.) 9.Обеспечение продовольственной безопасности и водопотребления в регионе. Обеспечивается санэпидслужбой. 10.Создание системы сбора и обработки информации о реализации Программы и её эффективности. 11.Участие различных религиозных конфессий и общественных организаций в формировании нового отношения к своему здоровью у населения. 12.Создание необходимой законодательной базы и нормативно-правовых документов. 13.Финансирование отдельной строкой в бюджете. Самофинансирование. 13.Создание руководящей структуры и соответствующей административной вертикали для реализации Проекта. 14.Формирование активной части общества для использования организационного и творческого потенциала населения. 15.Научная, научно-техническая и техническая поддержка Проекта и т.п. Подготовка направлений, обеспечивающая выполнения направлений Программы 1. Название направления. 2. Цель и задачи. 3. Наличие законодательной базы и нормативно-правовых документов. 4. Состояние материально-технической базы. 5. Суть мероприятий, исполнитель, сроки. 6. Финансирование.
7. Межсекторальное сотрудничество.
Каждое из направлений возглавляется специалистом соответствующего профиля. Компетентность министерства здравоохранения не даёт возможности обеспечить формирование и руководство выполнением большинства из представленных направлений. ЭТАПЫ ВЫПОЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ 1. Подготовительный этап: -назначение руководителей (профессионалов) по каждому направлению Программы; - создание рабочих групп; -отработка методических подходов к формированию Программы; - согласование сроков и форм отчётности и т.п. 2. Формирование Программы и начало её реализации. 3. Реализация Программы. 4. Оценка эффективности Программы. Предполагаемые результаты Снижение темпов процесса депопуляции и в дальнейшем её полное прекращение. При формировании Концепции Программы использованы впервые описанные нами феномены здоровья: 1. Диагностика здоровья: Разработана методология и экспресс-методика количественной оценки уровня здоровья индивида. Методика доступна для использования средним медперсоналом или инструктором физкультуры. Стоимость оснащения рабочего места специалиста на три порядка дешевле существующих скрининговых программ (к примеру, программы скрининга, предложенной Европейской Ассоциацией кардиологов, 2007) 2. "Безопасный уровень здоровья": Количественно охарактеризованный уровень соматического здоровья, препятствующий развитию эн­догенных факторов риска и хронических соматических заболеваний. Является научной основой первичной профилактики хронических неинфекционных заболеваний. 3. "Саморазвитие" патологического процесса при выходе инди­вида из "безопасной зоны" здоровья. Определены механизмы этого процесса. 4. Прогнозирование здоровья. На основе катамнестических исследований определена возможность развития патологии и смерти от заболевания в зависимости от уровня здоровья. 5. Превентивная реабилитация: возвращение индивида в "безо­пасную зону" здоровья. 6. Управление здоровьем индивида: Возможность характеристики управляемого объекта /здоровья индивида/ дает возможность прове­дения управляющих действий и оценки их эффективности. Полагаем, что в таком виде концепция Государственной программы является вполне конкретной для её детальной разработки.
 Проф. Г.Л.Апанасенко, главный санолог МЗ Украины
Категория: Мои статьи | Добавил: gen-ap (12.02.2012)
Просмотров: 3270 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статьи
[17.12.2011][Мои статьи]
Валеология: ещё раз о теории и практике (1)
[17.12.2011][Мои статьи]
КОНФЛИКТ (0)
[17.12.2011][Мои статьи]
КТО РАНЬШЕ ВЫМРЕТ: БОТСВАНА ИЛИ УКРАИНА? (1)
[17.12.2011][Мои статьи]
Першому заступнику Міністра охорони здоров’я України (4)
[17.12.2011][Мои статьи]
В конкурсную комиссию (2)
[17.12.2011][Мои статьи]
Будут ли работать реформы на здоровье? (2)
[12.01.2012][Мои статьи]
Индивидуальное здоровье: теоретические и практические основы (2)
[10.02.2012][Мои статьи]
Эпидемиология неинфекционных заболеваний: украинский прорыв? (1)
[12.02.2012][Мои статьи]
Аналитические материалы к Гос.программе "здоровье 2020: украинский вымир" (0)
[26.03.2012][Мои статьи]
У истоков валеологии (0)
Форум
  • Валеология и здоровье (0)
  • Архив записей
    [22.11.2017]
    (0)
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz